к.э.н., доцент Н.В. Комлева
Я люблю
рассматривать проблему с точки зрения того, что хочу получить в итоге, т.е. от
цели. Поэтому и название статьи говорит о том, что же мы хотим получить в итоге
в качестве электронного курса. Этот вопрос сейчас действительно является
актуальным, поскольку электронное обучение «прописалось» не только в
образовательных учреждениях, но и в корпоративном секторе. Тому, как строить
электронный курс и проводить обучение, посвящены многочисленные конференции,
научно-практические семинары, форумы. Мне лично очень нравится, как этот вопрос
обсуждается членами профессионального сообщества eLearningPRO, который очень успешно ведет
Елена Тихомирова. В рамках этого сообщества проводятся различные мероприятия,
такие как вебинары, форумы, семинары, призванные помочь разработчикам
электронных курсов делиться опытом, используя инструменты коллективного
общения, и внедрять передовые практики в
деятельность своих структур. К сожалению, не всегда получается принимать
участие в мероприятиях, проводимых этим сообществом, а жаль, поскольку это
очень полезная площадка для обсуждения, и, на мой взгляд, именно развитие
профессиональных сообществ позволит нам на практике реализовать
компетентностный подход к образованию и осуществить переход к Smart Education. Попытаюсь высказать свою точку
зрения по этой проблеме.
Основное,
что сейчас предлагается в ходе всех обсуждений, сводится к следующему: уйти от
чисто слайдовых курсов, вводить в курсы больше элементов мультимедиа, графики -
это что касается формы представления, а сам курс строить больше направленным на
выполнение практических заданий и освоение материала с использованием игровых
ситуаций. При этом многие участники высказывают мнение, что возможности
слайдовых курсов далеко не исчерпаны, и нельзя от них так просто отказываться.
Все эти тезисы, на мой взгляд, абсолютно бесспорны, и трудно здесь с чем-либо
не согласиться.
Чтобы
ответить на вопрос, поставленный в названии статьи, постараюсь поставить себя
на место учащегося - потребителя электронного курса. Очень сложно воспринимать
учебный материал, если он преподносится в виде какого-то одного текстового файла,
видеолекции или набора слайдов. Поскольку учащийся, как на лекции в аудитории,
не знает, когда и где, что в курсе будет. Поэтому первое, что нужно отметить,
это то, что нужен уход от простого
последовательного изложения материала.
Для этого
необходимо, чтобы учебный материал был строго структурирован, и была обеспечена
навигация по курсу. Я даже при чтении детективов, как правило, обращаюсь в
конец книги и смотрю, чем закончится, а потом уже с наслаждением читаю. Конечно,
электронный курс это не детектив, но несложный доступ к любой его части
необходим. Самый простой способ это обеспечить – сделать хорошую аннотацию и
подробное оглавление со ссылками на соответствующие разделы курса.
Второе –
очень важна форма подачи учебного материала. Если мы даже очень подробно
структурируем видеолекцию, то слушатель может плохо воспринимать самого
лектора, а его темп изложения материала может даже раздражать. Я, например,
вообще не могу воспринимать видеолекцию, мне кажется, что изложение идет очень медленно
или, наоборот, хотелось бы на чем-то остановиться более подробно. Но нет –
лектор говорит и говорит, а у тебя уже накапливается раздражение. Можно конечно
«пролистнуть», но вдруг упустишь что-то важное. Да и вообще, просто на слух
воспринимать материал очень сложно. Вспомним себя в качестве участников
конференций, проводимых на иностранном языке: если докладчик просто читает, то
воспринимать материал трудно, даже если ты
прилично владеешь иностранным языком. Другое дело, когда выступление сопровождается
презентацией или видео. А если при этом еще идут какие-то вопросы к аудитории,
то - совсем хорошо. Так и наш курс для учащегося – сродни докладу на другом
языке. Вот почему пользователю должен быть предоставлен выбор формы представления электронного курса, и
разработчик должен очень серьезно подойти к вопросу составления сценария курса
и выбора элементов для реализации отдельных его частей.
Поэтому
все разработчики отмечают важность наглядного представления учебного материала,
внесение активных инструментов общения, обеспечивающих интерактивность в
процессе изучения материала.
Конечно,
различные картинки, видеоролики, графика, практические задания и рассмотрение
каких-то предметных ситуаций существенно улучшит курс. Но и этого недостаточно.
Опять поставим себя на место обучаемого. Вот мы пытаемся читать один учебник,
но вскоре выясняется, что нам не нравится, как излагается там материал, мы не
понимаем его и тогда берем другие книжки или ищем что-то более понятное в Интернет.
Так и с нашим курсом. Нельзя быть уверенным, что он будет понятен нашему
обучаемому, и он не станет искать что-то более для него подходящее. Поэтому, и
это опять задача разработчика, необходимо сделать курс адаптивным к восприятию
обучаемого, а для этого обязательно нужно ввести в сам курс элементы контроля
знаний и обеспечить возврат на те
объекты, которые не усвоены, может быть, предоставив их более развернуто, с большим количеством демонстрационных
примеров, дать материал из других
источников или ссылки на эти другие источники.
Т.е. надо стараться, чтобы курс служил путеводителем по миру
знаний в данной предметной области,
а не считать материал единственным, что должны изучить студенты. А ведь не
секрет, что некоторые преподаватели очень любят, чтобы студент при ответе использовал именно те формулировки, которые
содержатся в курсе данного преподавателя. К счастью, таких преподавателей становится
меньше. Сегодня задача видится в том, чтобы предоставить обучаемому как можно
больше информации и возможностей выбора в самом курсе и направить его к другим
полезным источникам (эти ссылки тоже должны содержаться в самом курсе). Для
реализации данного требования очевидно, что курс должен быть представлен в
виде учебных объектов, выстроенных в цепочку для обеспечения требуемых
компетенций в результате обучения по данному курсу. Следовательно, нужен
репозиторий учебных объектов, снабженных метаданными и построенный на принципах
объектно-ориентированной парадигмы программирования, где возможно
агрегирование объектов и наследование свойств.
Только такая технология построения курса позволит реализовать вышеназванные требования. При этом
необходимо, чтобы такие репозитории располагались как раз на порталах профессиональных
сообществ, поскольку объекты, включаемые в учебный курс, должны,
что, пожалуй, самое главное, содержать актуальную информацию, а это при существующей скорости
обновления знаний возможно только via Internet и активного обсуждения материала
экспертами-профессионалами. Сегодня уже очевидно, что разработка хорошего курса
одним преподавателем практически невозможна – необходимо привлечение экспертов,
профессионалов в данной области, профессионалов-методистов, профессионалов в
области информационных технологий и педагогического дизайна,
профессионалов-менеджеров. А это возможно реализовать именно с помощью
профессиональных сообществ, где активную роль будут играть и сами работодатели.
Причем участие в работе таких сообществ будет привлекать экспертов и
работодателей именно возможностью профессионального обсуждения проблем и высказывания своих требований к современному
обучению, что позволит уменьшить последующие затраты времени и средств на
доучивание выпускников. И здесь возникают очень важные вопросы, как
технологические, так и связанные с реализацией алгоритмов рейтингового
оценивания материала на порталах и рекомендаций для включения его в электронный
курс, формирование индивидуальной траектории обучения для каждого учащегося. Это
далеко не простые задачи, но необходимость их решения сегодня очевидна.
Исследования в решении этих задач активно проводятся, и скорейшее внедрение
результатов этих исследований в практику создания электронных курсов на базе
развития профессиональных сообществ, несомненно, позволит получить хорошие
электронные курсы и существенно продвинуться в развитии Smart Education, так необходимому нашему
обществу.
Я думаю, у вас есть отличная статья, но позвольте мне поделиться со всеми вами здесь о моем опыте работы с кредитором по имени Бенджамин Ли, который помог мне расширить мой бизнес с помощью своей кредитной компании, которая предложила мне сумму кредита в размере 600000,00 долларов США, которую я использовал раньше обновить мой бизнес несколько месяцев назад. Ему было действительно здорово работать с ним, потому что он Нежный человек с добрым сердцем, человек, который может слушать ваше сердцебиение и говорить вам, что все будет хорошо, когда я связался с мистером Ли, на моей странице в Facebook появилась его реклама. Затем я посетил его офис в Мичигане, чтобы обсудить кредитное предложение, которое он и его компания предоставляют. Он дает мне понять, как проходит весь процесс, и я решил попробовать, чтобы оно было успешным, как он и обещал, да, я ему верю, Я доверяю ему, я полагаюсь на него также во всех моих проектах, он будет моим дорогим финансовым директором, и я рад, что мой бизнес, вероятно, идет хорошо, и я собираюсь сделать мой бизнес с его помощью расти, как трава. Он работает с отличные инвесторы и знаете что? Они также выдают международные займы. Разве это не здорово слышать, когда вы знаете, что с каждым днем растет множество бизнес-проектов, в вашем сердце надеясь, что вы собираетесь получать доход от этой работы, чтобы собрать деньги для проекта, Ops, тогда мистер Ли поможет вам с что, да, международная ссуда, он поможет вам в этом отлично, потому что я очень доверяю ему в такой работе. Смотри, не стесняйся и не затушевывай, возможно, попробуй мистеру Ли здесь его контакт: 247officedept@gmail.com
ОтветитьУдалить