5 апреля 2012 г.

Использование Smart-технологий при изучении иностранных языков



                                                                                                                                                                                Назарова Н.Б.  
                                                                                                                             Доцент кафедры иностранных языков

С каждым годом  в системе преподавания иностранного языка появляется все больше разновидностей  форм и методов дистанционного обучения с применением новейших инновационных технологий. Они представляют собой не только отдельные технические средства или системы передачи и обмена информацией, с помощью которых осуществляется учебный процесс, но и целостную систему методов обучения, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся, развитие навыков  речи: Увеличение количества сфер, видов речевой деятельности, для осуществления которых требуется владение иностранным языком, интеграция и интернационализация различных областей жизнедеятельности повышают требования к качеству преподавания  иностранного языка в неязыковых вузах.

Применение  новейших SMART-технологий (вебинаров, блогов, твиттеров, видео и аудио подкастов, в асинхронном и он-лайн режимах в процессе обучения иностранным языкам, все больше дополняют традиционные методы  обучения, помогают формированию коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения от осознания возможности выражать мысль на другом языке до навыков и умений самостоятельного решения  коммуникативно-познавательных задач, повышают мотивацию студентов к учёбе, заставляют по-новому взглянуть на изучаемые  предметы, раскрывая, таким образом,  их интеллектуальный  и творческий потенциал.В работе с SMART-технологиями особенно возрастает роль преподавателя (тьютора) как организатора и координатора процесса обучения, который получает возможность более гибко направлять учебный процесс с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегосяКак известно, коммуникативный метод предполагает построение процесса обучения как модели процесса общения. Следовательно, нам необходимо  найти такую  истинную форму, в рамках которой функционирует содержание коммуникации, именно она и будет адекватной основой для отбора и организации речевого материала.Большое значение для успешности обучения общению на иностранном языке будет иметь правильно организованная групповая - коллективная -  работа и коммуникативно-ориентированное построение учебного процесса в целом. Очевидно, что успех от совместной деятельности преподавателя и студента во многом зависит от организации этой деятельности. И здесь на первый план, на наш взгляд, выходит самостоятельная работа. Перед преподавателями стоит проблема — организовать учебную деятельность студента таким образом, чтобы обеспечить наибольшую мотивацию обучения. Выполняя групповые или коллективные задания, студенты сосредоточивают свое внимание не на форме высказывания, а на  содержании. Важна при этом цель совместной деятельности  - узнать новую информацию и зафиксировать, оценить ее, сообща обсудить проблемные задания, сопоставить различные точки зрения, принять участие в дискуссии. В процессе выполнения интерактивных заданий студенты проявляют творчество и самостоятельность, а не являются пассивными исполнителями речевых действий.Интерактивные формы обучения как раз и позволяют моделировать такие ситуации.Как известно, обучение иностранному языку – это обучение чтению, письму, аудированию и говорению. И именно обучение говорению является одной из самых трудных задач.Все больший интерес у современных преподавателей вызывает работа с учебными форумами, так как форум предназначен для обсуждения тем на иностранном языке, отлично подходит для ведения дискуссии, он реально развивает речевые навыки студентов, активизирует использование ими лексики языка специальности. Работая в форуме  в системе on-line, студенты повышают мотивацию к изучению иностранного языка, свою творческую самореализацию, а также формируют  межкультурную коммуникацию. Студенты используют более сложные, развернутые конструкции, которые впоследствии переносят и в реальную речь. Студент имеет возможность подготовить ответ, проверить правописание и структуру предложений – короче говоря, при общении посредством форума снимается психологический барьер, студенты перестают бояться иностранного языка. Таким образом, форум – асинхронный инструмент общения, позволяющий вести содержательную беседу, разрывая временные рамки занятия;
При обучении иностранному языку это стимулирует студентов активно использовать свой словарный запас, развивает навык речи на иностранном языке.
Основная функция форума – развитие навыков ведения дискуссии на иностранном языке Несмотря на кажущуюся необычность, форумы могут быть успешно применены для изучения иностранного языка.  Другой инновационной формой,  формирующей компетенции делового общения, и получающей все большее распространение являются вебинары. Вебинар (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar») - онлайн-семинар,  который предоставляет возможности преподавателю (тьютору) передавать информацию, задания, а участникам с помощью виртуального класса, в котором есть возможность слышать и видеть друг друга в любой точке мира, получать информацию и обучаться. Особенно важны возможности: показывать участникам презентации, рисовать на виртуальной доске, делать активными опросы и для большей интерактивности участники, могут задавать вопросы в окошке онлайн-чата. Запускается вебинар с помощью web-приложения. Этот альтернативный формат построения диалога со студентами с помощью применения современных Smart-технологий позволяет  проводить дистанционное обучение студентов, а также организовывать  видеоконференции в режиме онлайн. Использование нового формата общения позволяет увеличить интерес молодой аудитории к проводимым занятиям и семинарам и повысить их посещаемость, а также сэкономить время.
Вебинары являются эффективным инструментом для организации удаленного обучения студентов иностранным языкам с богатыми демонстрационными средствами. Удобный способ показа информации в любом формате, включая изображения и видео, даёт возможность видеть и слышать собеседника. В связи с этим можно констатировать, что подобная технология является полноценной альтернативой очной встрече, что всегда было очень важным при изучении иностранных языков.
Таким образом, обучение иностранному языку в режиме онлайн позволяет охватить огромную аудиторию и использовать максимум возможностей «электронного» обучения. Получение знаний и их оперативный контроль возможнв любой точке мира, оборудованной доступом в Интернет.
Технология вебинаров оказалась  одним из самых удобных и экономически выгодных решений для проведения обучения в том числе и иностранным языкам.
Это технология, позволяющая видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме, максимально приближая общение на расстоянии к реальному живому общению.
Таким образом, уже сейчас обучение студентов ведению дискуссии с применением новейших инновационных технологий способствует развитию познавательной активности, значительно повышает интерес к учёбе и даёт хорошие результаты. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий