22 мая 2012 г.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?


                                                                                                     к.э.н., доцент Н.В. Комлева


Я люблю рассматривать проблему с точки зрения того, что хочу получить в итоге, т.е. от цели. Поэтому и название статьи говорит о том, что же мы хотим получить в итоге в качестве электронного курса. Этот вопрос сейчас действительно является актуальным, поскольку электронное обучение «прописалось» не только в образовательных учреждениях, но и в корпоративном секторе. Тому, как строить электронный курс и проводить обучение, посвящены многочисленные конференции, научно-практические семинары, форумы. Мне лично очень нравится, как этот вопрос обсуждается членами профессионального сообщества eLearningPRO, который очень успешно ведет Елена Тихомирова. В рамках этого сообщества проводятся различные мероприятия, такие как вебинары, форумы, семинары, призванные помочь разработчикам электронных курсов делиться опытом, используя инструменты коллективного общения,  и внедрять передовые практики в деятельность своих структур. К сожалению, не всегда получается принимать участие в мероприятиях, проводимых этим сообществом, а жаль, поскольку это очень полезная площадка для обсуждения, и, на мой взгляд, именно развитие профессиональных сообществ позволит нам на практике реализовать компетентностный подход к образованию и осуществить переход к Smart Education. Попытаюсь высказать свою точку зрения по этой проблеме.
Основное, что сейчас предлагается в ходе всех обсуждений, сводится к следующему: уйти от чисто слайдовых курсов, вводить в курсы больше элементов мультимедиа, графики - это что касается формы представления, а сам курс строить больше направленным на выполнение практических заданий и освоение материала с использованием игровых ситуаций. При этом многие участники высказывают мнение, что возможности слайдовых курсов далеко не исчерпаны, и нельзя от них так просто отказываться. Все эти тезисы, на мой взгляд, абсолютно бесспорны, и трудно здесь с чем-либо не согласиться.
Чтобы ответить на вопрос, поставленный в названии статьи, постараюсь поставить себя на место учащегося - потребителя электронного курса. Очень сложно воспринимать учебный материал, если он преподносится в виде какого-то одного текстового файла, видеолекции или набора слайдов. Поскольку учащийся, как на лекции в аудитории, не знает, когда и где, что в курсе будет. Поэтому первое, что нужно отметить, это то, что    нужен уход от простого последовательного изложения материала.
Для этого необходимо, чтобы учебный материал был строго структурирован, и была обеспечена навигация по курсу. Я даже при чтении детективов, как правило, обращаюсь в конец книги и смотрю, чем закончится, а потом уже с наслаждением читаю. Конечно, электронный курс это не детектив, но несложный доступ к любой его части необходим. Самый простой способ это обеспечить – сделать хорошую аннотацию и подробное оглавление со ссылками на соответствующие разделы курса.
Второе – очень важна форма подачи учебного материала. Если мы даже очень подробно структурируем видеолекцию, то слушатель может плохо воспринимать самого лектора, а его темп изложения материала может даже раздражать. Я, например, вообще не могу воспринимать видеолекцию, мне кажется, что изложение идет очень медленно или, наоборот, хотелось бы на чем-то остановиться более подробно. Но нет – лектор говорит и говорит, а у тебя уже накапливается раздражение. Можно конечно «пролистнуть», но вдруг упустишь что-то важное. Да и вообще, просто на слух воспринимать материал очень сложно. Вспомним себя в качестве участников конференций, проводимых на иностранном языке: если докладчик просто читает, то воспринимать материал трудно, даже если ты  прилично владеешь иностранным языком. Другое дело, когда выступление сопровождается презентацией или видео. А если при этом еще идут какие-то вопросы к аудитории, то - совсем хорошо. Так и наш курс для учащегося – сродни докладу на другом языке. Вот почему пользователю должен быть предоставлен выбор  формы представления электронного курса, и разработчик должен очень серьезно подойти к вопросу составления сценария курса и выбора элементов для реализации отдельных его частей.
Поэтому все разработчики отмечают важность наглядного представления учебного материала, внесение активных инструментов общения, обеспечивающих интерактивность в процессе изучения материала. 
Конечно, различные картинки, видеоролики, графика, практические задания и рассмотрение каких-то предметных ситуаций существенно улучшит курс. Но и этого недостаточно. Опять поставим себя на место обучаемого. Вот мы пытаемся читать один учебник, но вскоре выясняется, что нам не нравится, как излагается там материал, мы не понимаем его и тогда берем другие книжки или ищем что-то более понятное в Интернет. Так и с нашим курсом. Нельзя быть уверенным, что он будет понятен нашему обучаемому, и он не станет искать что-то более для него подходящее. Поэтому, и это опять задача разработчика, необходимо сделать курс адаптивным к восприятию обучаемого, а для этого обязательно нужно ввести в сам курс элементы контроля знаний и обеспечить возврат  на те объекты, которые не усвоены, может быть, предоставив их  более развернуто, с большим количеством демонстрационных примеров, дать материал  из других источников или  ссылки на эти другие источники. Т.е. надо стараться, чтобы курс служил путеводителем по миру знаний в данной предметной области, а не считать материал единственным, что должны изучить студенты. А ведь не секрет, что некоторые преподаватели очень любят, чтобы студент при ответе  использовал именно те формулировки, которые содержатся в курсе данного преподавателя.  К счастью, таких преподавателей становится меньше. Сегодня задача видится в том, чтобы предоставить обучаемому как можно больше информации и возможностей выбора в самом курсе и направить его к другим полезным источникам (эти ссылки тоже должны содержаться в самом курсе). Для реализации данного требования очевидно, что курс должен быть представлен в виде учебных объектов, выстроенных в цепочку для обеспечения требуемых компетенций в результате обучения по данному курсу. Следовательно, нужен репозиторий учебных объектов, снабженных метаданными и  построенный на принципах объектно-ориентированной парадигмы программирования, где возможно агрегирование объектов и наследование свойств.  Только такая технология построения курса позволит  реализовать вышеназванные требования. При этом необходимо, чтобы такие репозитории располагались как раз на порталах профессиональных сообществ, поскольку объекты, включаемые в учебный курс, должны, что, пожалуй, самое главное, содержать актуальную информацию, а это при существующей скорости обновления знаний возможно только  via Internet и активного обсуждения материала экспертами-профессионалами. Сегодня уже очевидно, что разработка хорошего курса одним преподавателем практически невозможна – необходимо привлечение экспертов, профессионалов в данной области, профессионалов-методистов, профессионалов в области информационных технологий и педагогического дизайна, профессионалов-менеджеров. А это возможно реализовать именно с помощью профессиональных сообществ, где активную роль будут играть и сами работодатели. Причем участие в работе таких сообществ будет привлекать экспертов и работодателей именно возможностью профессионального  обсуждения проблем и  высказывания своих требований к современному обучению, что позволит уменьшить последующие затраты времени и средств на доучивание выпускников. И здесь возникают очень важные вопросы, как технологические, так и связанные с реализацией алгоритмов рейтингового оценивания материала на порталах и рекомендаций для включения его в электронный курс, формирование индивидуальной траектории обучения для каждого учащегося. Это далеко не простые задачи, но необходимость их решения сегодня очевидна. Исследования в решении этих задач активно проводятся, и скорейшее внедрение результатов этих исследований в практику создания электронных курсов на базе развития профессиональных сообществ, несомненно, позволит получить хорошие электронные курсы и существенно продвинуться в развитии Smart Education, так необходимому нашему обществу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий