Назарова Н.Б.
С
каждым годом в системе преподавания иностранного языка появляется все
больше разновидностей форм и методов дистанционного обучения с
применением новейших инновационных технологий. Они представляют собой не только
отдельные технические средства или системы передачи и обмена информацией, с
помощью которых осуществляется учебный процесс, но и целостную систему методов
обучения, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся,
развитие навыков речи: Увеличение количества сфер, видов речевой деятельности,
для осуществления которых требуется владение иностранным языком, интеграция и
интернационализация различных областей жизнедеятельности повышают требования к
качеству преподавания иностранного языка в неязыковых вузах.
Применение
новейших SMART-технологий (вебинаров, блогов, твиттеров, видео и
аудио подкастов, в асинхронном и он-лайн режимах в процессе обучения
иностранным языкам, все больше дополняют традиционные методы обучения,
помогают формированию коммуникативного ядра или основополагающих навыков
иноязычного общения от осознания возможности выражать мысль на другом языке до
навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных
задач, повышают мотивацию студентов к учёбе, заставляют по-новому взглянуть на
изучаемые предметы, раскрывая, таким образом, их
интеллектуальный и творческий потенциал.В работе с SMART-технологиями особенно возрастает роль преподавателя
(тьютора) как организатора и координатора процесса обучения, который получает
возможность более гибко направлять учебный процесс с учетом индивидуальных
возможностей каждого учащегосяКак известно, коммуникативный метод предполагает
построение процесса обучения как модели процесса общения. Следовательно, нам
необходимо найти такую истинную форму, в рамках которой
функционирует содержание коммуникации, именно она и будет адекватной основой
для отбора и организации речевого материала.Большое значение для успешности
обучения общению на иностранном языке будет иметь правильно организованная
групповая - коллективная - работа и коммуникативно-ориентированное
построение учебного процесса в целом. Очевидно, что успех от
совместной деятельности преподавателя и студента во многом зависит от
организации этой деятельности. И здесь на первый план, на наш
взгляд, выходит самостоятельная работа. Перед преподавателями стоит проблема —
организовать учебную деятельность студента таким образом, чтобы обеспечить
наибольшую мотивацию обучения. Выполняя групповые или коллективные
задания, студенты сосредоточивают свое внимание не на форме высказывания, а
на содержании. Важна при этом цель совместной деятельности - узнать
новую информацию и зафиксировать, оценить ее, сообща обсудить проблемные
задания, сопоставить различные точки зрения, принять участие в дискуссии. В
процессе выполнения интерактивных заданий студенты проявляют творчество и
самостоятельность, а не являются пассивными исполнителями речевых действий.Интерактивные
формы обучения как раз и позволяют моделировать такие ситуации.Как известно,
обучение иностранному языку – это обучение чтению, письму, аудированию и
говорению. И именно обучение говорению является одной из самых трудных задач.Все
больший интерес у современных преподавателей вызывает работа с учебными
форумами, так как форум предназначен для обсуждения тем на иностранном языке,
отлично подходит для ведения дискуссии, он реально развивает речевые навыки
студентов, активизирует использование ими лексики языка специальности. Работая
в форуме в системе on-line, студенты повышают мотивацию к изучению иностранного
языка, свою творческую самореализацию, а также формируют межкультурную
коммуникацию. Студенты используют более сложные, развернутые конструкции,
которые впоследствии переносят и в реальную речь. Студент имеет возможность
подготовить ответ, проверить правописание и структуру предложений – короче
говоря, при общении посредством форума снимается психологический барьер,
студенты перестают бояться иностранного языка. Таким образом, форум –
асинхронный инструмент общения, позволяющий вести содержательную беседу, разрывая
временные рамки занятия;
При обучении иностранному языку это стимулирует
студентов активно использовать свой словарный запас, развивает навык речи на
иностранном языке.
Основная функция форума – развитие навыков ведения
дискуссии на иностранном языке Несмотря на кажущуюся необычность, форумы
могут быть успешно применены для изучения иностранного языка. Другой
инновационной формой, формирующей компетенции делового общения,
и получающей все большее распространение
являются вебинары. Вебинар (от
англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar») - онлайн-семинар, который предоставляет возможности
преподавателю (тьютору) передавать информацию, задания, а участникам с помощью
виртуального класса, в котором есть возможность слышать и видеть друг друга в
любой точке мира, получать информацию и обучаться. Особенно важны
возможности: показывать участникам презентации, рисовать на
виртуальной доске, делать активными опросы и для большей интерактивности
участники, могут задавать вопросы в окошке онлайн-чата. Запускается вебинар с
помощью web-приложения. Этот альтернативный формат построения
диалога со студентами с помощью применения современных Smart-технологий позволяет проводить дистанционное
обучение студентов, а также организовывать видеоконференции в режиме
онлайн. Использование нового формата общения позволяет увеличить интерес
молодой аудитории к проводимым занятиям и семинарам и повысить их посещаемость,
а также сэкономить время.
Вебинары являются эффективным инструментом для
организации удаленного обучения студентов иностранным языкам с богатыми демонстрационными
средствами. Удобный способ показа информации в любом формате, включая
изображения и видео, даёт возможность видеть и слышать собеседника. В связи с
этим можно констатировать, что подобная технология является полноценной
альтернативой очной встрече, что всегда было очень важным при изучении
иностранных языков.
Таким образом, обучение иностранному языку в режиме
онлайн позволяет охватить огромную аудиторию и использовать максимум
возможностей «электронного» обучения. Получение знаний и их оперативный
контроль возможнв любой точке мира, оборудованной доступом в Интернет.
Технология вебинаров оказалась одним из самых
удобных и экономически выгодных решений для проведения обучения в том числе и
иностранным языкам.
Это технология, позволяющая видеть и слышать друг
друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме,
максимально приближая общение на расстоянии к реальному живому общению.
Таким образом, уже сейчас обучение студентов ведению
дискуссии с применением новейших инновационных технологий способствует развитию
познавательной активности, значительно повышает интерес к учёбе и даёт хорошие
результаты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий