Тихомирова
Наталья Владимировна,
д.э.н.,
профессор,
ректор МЭСИ,
зав. кафедрой
«Управление интеллектуальными ресурсами»
Развитие каналов коммуникации и средств передачи и
обмена информацией подводит мир к новому «эволюционному витку», трансформируя
информационное общество в то, что сегодня принято обозначать термином Smart
Society – Smart-общество. Данная стратегия – решение, рассматриваемое сегодня
на международном уровне как единственно возможное в современном мире.
Идея Smart-общества более точно выражает
намерения улучшить все аспекты человеческой жизни, используя ИКТ в новых
отраслях. Эта политика стала эталоном для США – интернет-лидера в мире, – а
также Кореи, Европы, Японии и многих других стран. Становление Smart-общества
проявляется всё больше как глобальная тенденция.
Smart-общество – это новое качество
общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми
технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным
изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты - социальные, экономические и иные
преимущества для лучшей жизни. Это следующий этап развития за т.н.
«информационным обществом», в котором мы сегодня живем.
Интернет размывает границы экономики,
общества и индустрий, изменяя правила игры, открывая вероятность для риска,
также как новые возможности. Smart – это свойство объекта,
характеризующее интеграцию в данном объекте двух или более элементов,
ранее не соединяемых, которая осуществляется с использованием Интернет. Например,
Smart-TV, Smart-Home, Smart-Phone. Smart-технологии приведут к расширению
трудовой мобильности: в образовании, в государственной службе и во многих
других сферах занятости.
Эко общество, общество знаний, цифровое
общество лежат в основе развития Smart-общества. Оно построено таким образом,
что «умная» работа, которая образована
«умной» жизнью, государством и бизнесом, основывается на «умной» инфраструктуре
и «умных» гражданах, которые играют центральную роль в создании smart-культуры.
А развитие таких отраслей, как Smart-транспорт, Smart-здравоохранение, Smart-энергетика,
Smart-питание и т.д. приведет в конечном итоге к появлению Smart-мира.
В Smart-обществе
технологии, ранее основывающиеся на
информации и знаниях, трансформируются в технологии, базирующиеся на
взаимодействии и обмене опытом – Smart-технологии.
Они превращают тяжелый труд в «умный» и вносят инновационные изменения в
стратегии управления. Это означает, что обществу необходимо более творческое и
открытое мышление, чтобы приоритетными ценностями были человеческие
достоинства, основанные на гибкости и оригинальности. Важнейшим вопросом
становится подготовка кадров, обладающих творческим, креативным потенциалом,
умеющих работать и думать в новом мире. Так, умение быстро и эффективно
находить и использовать информацию становится
обязательным для человека с информационной культурой. Специалист, не
обладающий практическими навыками работы в соцсетях, с электронными
источниками, не умеющий составлять личные базы знаний, будет неэффективен, а
следовательно, не востребован.
Подготовить специалиста, обладающего
навыками работы в Smart-обществе, - задача Smart-университета. Это университет,
в котором совокупность использования подготовленными людьми технологических
инноваций и Интернета приводит к новому, соответствующему Smart-обществу,
качеству процессов и результатов образовательной,
научно-исследовательской, коммерческой, социальной и иной деятельности.
Совершенно очевидно, что в таком
университете меняется природа учебного процесса. Smart учебный процесс
(образование) – учебный процесс с использованием технологических инноваций и
Интернета, который предоставляет студентам возможность приобретения
профессиональных компетенций на основе системного многомерного видения и
изучения дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления
содержания. Smart-образование – в первую очередь - поддержка потребностей
обучающихся и педагогов (преподавателей).
Концепция Smart-образования – гибкость,
предполагающая наличие большого количества источников, максимальное
разнообразие мультимедиа (аудио, видео, графика), способность быстро и просто
настраивается под уровень и потребности слушателя. Помимо этого, Smart-образование
должно быть легко управляемым, когда учебное заведение может легко обеспечивать
гибкость учебного процесса, и интегрированным, то есть постоянно питающимся
внешними источниками.
Smart-образование ставит новые задачи
перед преподавателями. Они должны быть не только хорошо осведомлены в своей
профессиональной области, но и знать большое количество информации, знаний, ресурсов,
использовать различные технологии для работы со студентами. При этом Smart-образование
открывает для педагогов новые возможности: делиться опытом и идеями, больше
заниматься наукой, персонифицировать курс
в зависимости от его задач и компетенций слушателя, экономить время,
дорабатывая уже имеющийся контент, а не создавать его с нуля.
Согласно концепции Smart-образования,
новые характеристики приобретает современный учебный курс. Он должен обеспечить
одновременно и качество образования, и мотивировать студента к изучению.
Заинтересовать современного студента, имеющего доступ к многочисленным
электронным материалам, простым текстовым пособиям практически невозможно.
Необходимо создание сценария всех учебных мероприятий курса, которые будут
увлекать студента, побуждать его к творческой и научной деятельности. Учебные
курсы должны быть интегрированными, то есть включать в себя и мультимедийные
фрагменты и внешние электронные ресурсы. Smart-курс должен на 80% состоять из
внешних источников, развиваться самостоятельно за счет подключений к различным
каналам, позволять студенту создавать контент. Современный курс – это траектория
действий, среди которых чтение учебника занимает не более 20-30% времени,
Этим же требованиям (гибкость,
интеграция, индивидуальная траектория и др.) должен отвечать и Smart-учебник. Это
комплексный учебный материал, создаваемый и обновляемый на основе использования
технологических инноваций и Интернет-ресурсов, и содержащий систематическое
изложение знаний в предметной области. Среди требований к технологиям создания
smart-учебника - использование облачных технологий в процессе создания и
использования smart-учебника, расширенные возможности использования
мультимедийных средств, интерактивность образовательных инструментов, автоматическая
фильтрация по уровню освоения материала (рейтинг знаний), подписка на доступ и использование, групповая работа
соавторов и читателей в интернет-пространстве, создание контента через личный
кабинет студента.
Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в своей практике переходит на модель
Smart-образования. На пути к Smart-университету
МЭСИ выделяет для себя следующие направления развития.
- Построение
Smart-университета, в котором использование информационных и коммуникационных
технологий позволяет каждому сотруднику и студенту развивать и реализовывать
свой творческий, научный и профессиональный потенциал, в том числе для людей с
ограниченными возможностями.
- Формирование Smart-общества в России за счет развития
методологической базы и подготовки кадров, способных использовать преимущества
информационного общества и экономики для
повышения интеллектуального, творческого и духовного потенциала страны.
- Создание
электронной распределенной среды обеспечивающей интеграцию усилий органов
государственного управления, бизнеса, образовательных учреждений и других
заинтересованных лиц для разработки и реализации проектов, направленных на
развитие Smart-общества.
Центральный репозитарий знаний,
актуализация контента и перенос знаний в распределенной сети, организация
работы распределенных кафедр, система менеджмента качества образования,
активное использование технологий web 2.0, облачная инфраструктура, мобильный
доступ - таковы характеристики современного МЭСИ. В разрезе концепции
Smart-университета МЭСИ развивает новые технологические среды: Виртуальный
кампус; электронную библиотеку, которая позволяет осуществлять межвузовский
обмен материалами и электронное обучение по индивидуальным программам; Course
Lab (разработка электронных курсов, коллаборативные технологии). Одновременно с
этим в МЭСИ развивается Smart IT среда: внедряется Service Desk, WaaS, частное
облако.
Через создание Smart-университета МЭСИ
будет стимулировать интерес к интенсивному развитию всех отраслей экономики
России, включая наукоемкие отрасли, через массовое использование ИКТ и создание
«Зеленой экономики».
МЭСИ реализует проект Smart-Россия, цель
которого содействовать инновационному развитию отдельных регионов и страны в
целом посредством обеспечения методологической и технологической базы,
поддерживать реализацию проектов направленных на решение актуальных проблем
общества и экономики. Реализация проекта включает в себя разработку веб-портала,
проведение научно-исследовательских работ в области формирования Smart-общества,
экономики, содействие развитию образовательных программ (подготовка
специалистов для Smart-общества, экономики).
Для успешной реализации проекта у МЭСИ
есть все возможности: 20-летний опыт развития и использования e-learning,
талантливые высококвалифицированные преподаватели, прогрессивные начинания,
среди которых, например, проект Smart-город, реализующийся в Ярославском
филиале МЭСИ. Способность МЭСИ использовать новые возможности будет
способствовать росту конкурентоспособности вуза. Это приведет к 2017 году к
увеличению доходов в 3 раза, фонда инновационного развития – не менее чем в 2,5
раза, заработной платы ППС и сотрудников – не менее чем в 2 раза. Уже сейчас
можно говорить о некоторых итогах проделанной работы: МЭСИ признан цифровым лидером
на Цифровом форуме, состоявшемся 11 декабря 2011 года.
Гибкость, приспосабливаемость,
качественные показатели, инновации – этим требованиям должны соответствовать
современные университеты, чтобы успевать за происходящими изменениями и
растущими запросами студентов. Smart-университеты – основа Smart-городов, которые в конечном итоге создадут Smart-Россию.
а где можно посмотреть практику применения смарт технологий вашего университета?
ОтветитьУдалитьНаша группа http://Aztekium.pl хотела бы предложить начальным школам абсолютно бесплатную программу, которая поможет детям в изучении таблицы умножения:
ОтветитьУдалитьНиже представлены ссылки к программам:
для обучения:
http://aztekium.pl/Umnozhenie
для тренировки скорости выполнения заданий:
http://aztekium.pl/znatok
Программа спроектирована так, чтобы:
- облегчить работу учителям математики,
- помочь родителям в контролировании успехов детей на всех этапах процесса обучения,
- благодаря интересному и лёгкому способу обучения, формировать у учащихся мотивацию к получению знаний.
Главные цели, которые мы постарались реализовать:
- предложить удобный способ для изучения таблицы умножения дома, чтобы ученики смогли заниматься, используя как смартфон, так и планшет.
- дать возможность ученикам тренировать скорость выполнения заданий.
- помочь учителям в оценивании уровня знаний, умений обучаемых.
Вычисление процентного соотношения:
http://Aztekium.pl/protsenty
Программа абсолютно бесплатная! Регистрация не обязательна!
Мы надеемся, что Вы поделитесь этой информацией со своими коллегами и учителями
математики.
Я настоятельно рекомендую услуги по ссуде мистера Педро любому человеку, нуждающемуся в финансовой помощи, и они будут держать вас в верхней части справочников для любых дальнейших потребностей. Еще раз благодарю вас и ваших сотрудников за безупречный сервис и обслуживание клиентов, поскольку это большой актив для вашей компании и приятный опыт для таких заемщиков, как я. желаю вам всего наилучшего в будущем. mr, pedro - лучший способ получить легкую ссуду, вот их электронная почта .. pedroloanss@gmail.com спасибо за помощь с ссудой еще раз в моем искреннем сердце я навсегда благодарный.
ОтветитьУдалить