22 марта 2012 г.

Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету


Тихомирова Наталья Владимировна,
д.э.н., профессор,
ректор МЭСИ,
зав. кафедрой «Управление интеллектуальными ресурсами»

Развитие каналов коммуникации и средств передачи и обмена информацией подводит мир к новому «эволюционному витку», трансформируя информационное общество в то, что сегодня принято обозначать термином Smart Society – Smart-общество. Данная стратегия – решение, рассматриваемое сегодня на международном уровне как единственно возможное в современном мире.

       Идея Smart-общества более точно выражает намерения улучшить все аспекты человеческой жизни, используя ИКТ в новых отраслях. Эта политика стала эталоном для США – интернет-лидера в мире, – а также Кореи, Европы, Японии и многих других стран. Становление Smart-общества проявляется всё больше как глобальная тенденция.
       Smart-общество – это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты  - социальные, экономические и иные преимущества для лучшей жизни. Это следующий этап развития за т.н. «информационным обществом», в котором мы сегодня живем.

       Интернет размывает границы экономики, общества и индустрий, изменяя правила игры, открывая вероятность для риска, также как новые возможности. Smart – это свойство объекта, характеризующее интеграцию в данном объекте двух или более элементов, ранее не соединяемых, которая осуществляется с использованием Интернет. Например, Smart-TV, Smart-Home, Smart-Phone. Smart-технологии приведут к расширению трудовой мобильности: в образовании, в государственной службе и во многих других  сферах занятости.
       Эко общество, общество знаний, цифровое общество лежат в основе развития Smart-общества. Оно построено таким образом, что «умная» работа, которая образована  «умной» жизнью, государством и бизнесом, основывается на «умной» инфраструктуре и «умных» гражданах, которые играют центральную роль в создании smart-культуры. А развитие таких отраслей, как Smart-транспорт, Smart-здравоохранение, Smart-энергетика, Smart-питание и т.д. приведет в конечном итоге к появлению Smart-мира.
       В Smart-обществе технологии, ранее основывающиеся  на информации и знаниях, трансформируются в технологии, базирующиеся на взаимодействии и обмене опытом – Smart-технологии. Они превращают тяжелый труд в «умный» и вносят инновационные изменения в стратегии управления. Это означает, что обществу необходимо более творческое и открытое мышление, чтобы приоритетными ценностями были человеческие достоинства, основанные на гибкости и оригинальности. Важнейшим вопросом становится подготовка кадров, обладающих творческим, креативным потенциалом, умеющих работать и думать в новом мире. Так, умение быстро и эффективно находить и использовать информацию становится  обязательным для человека с информационной культурой. Специалист, не обладающий практическими навыками работы в соцсетях, с электронными источниками, не умеющий составлять личные базы знаний, будет неэффективен, а следовательно, не востребован.    
       Подготовить специалиста, обладающего навыками работы в Smart-обществе, - задача Smart-университета. Это университет, в котором совокупность использования подготовленными людьми технологических инноваций и Интернета приводит к новому, соответствующему Smart-обществу, качеству процессов и результатов образовательной, научно-исследовательской, коммерческой, социальной и иной деятельности.
       Совершенно очевидно, что в таком университете меняется природа учебного процесса. Smart учебный процесс (образование) – учебный процесс с использованием технологических инноваций и Интернета, который предоставляет студентам возможность приобретения профессиональных компетенций на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления содержания. Smart-образование – в первую очередь - поддержка потребностей обучающихся и педагогов (преподавателей).
       Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа (аудио, видео, графика), способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности слушателя. Помимо этого, Smart-образование должно быть легко управляемым, когда учебное заведение может легко обеспечивать гибкость учебного процесса, и интегрированным, то есть постоянно питающимся внешними источниками.
       Smart-образование ставит новые задачи перед преподавателями. Они должны быть не только хорошо осведомлены в своей профессиональной области, но и знать большое количество информации, знаний, ресурсов, использовать различные технологии для работы со студентами. При этом Smart-образование открывает для педагогов новые возможности: делиться опытом и идеями, больше заниматься наукой, персонифицировать курс  в зависимости от его задач и компетенций слушателя, экономить время, дорабатывая уже имеющийся контент, а не создавать его с нуля.
       Согласно концепции Smart-образования, новые характеристики приобретает современный учебный курс. Он должен обеспечить одновременно и качество образования, и мотивировать студента к изучению. Заинтересовать современного студента, имеющего доступ к многочисленным электронным материалам, простым текстовым пособиям практически невозможно. Необходимо создание сценария всех учебных мероприятий курса, которые будут увлекать студента, побуждать его к творческой и научной деятельности. Учебные курсы должны быть интегрированными, то есть включать в себя и мультимедийные фрагменты и внешние электронные ресурсы. Smart-курс должен на 80% состоять из внешних источников, развиваться самостоятельно за счет подключений к различным каналам, позволять студенту создавать контент. Современный курс – это траектория действий, среди которых чтение учебника занимает не более 20-30% времени,
       Этим же требованиям (гибкость, интеграция, индивидуальная траектория и др.) должен отвечать и Smart-учебник. Это комплексный учебный материал, создаваемый и обновляемый на основе использования технологических инноваций и Интернет-ресурсов, и содержащий систематическое изложение знаний в предметной области. Среди требований к технологиям создания smart-учебника - использование облачных технологий в процессе создания и использования smart-учебника, расширенные возможности использования мультимедийных средств, интерактивность образовательных инструментов, автоматическая фильтрация по уровню освоения материала (рейтинг знаний), подписка  на доступ и использование, групповая работа соавторов и читателей в интернет-пространстве, создание контента через личный кабинет студента.
       Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) в своей практике переходит на модель Smart-образования. На пути к Smart-университету МЭСИ выделяет для себя следующие направления развития. 
- Построение Smart-университета, в котором использование информационных и коммуникационных технологий позволяет каждому сотруднику и студенту развивать и реализовывать свой творческий, научный и профессиональный потенциал, в том числе для людей с ограниченными возможностями.  
- Формирование Smart-общества в России за счет развития методологической базы и подготовки кадров, способных использовать преимущества информационного общества и экономики для  повышения интеллектуального, творческого и духовного потенциала страны.
- Создание электронной распределенной среды обеспечивающей интеграцию усилий органов государственного управления, бизнеса, образовательных учреждений и других заинтересованных лиц для разработки и реализации проектов, направленных на развитие Smart-общества.
       Центральный репозитарий знаний, актуализация контента и перенос знаний в распределенной сети, организация работы распределенных кафедр, система менеджмента качества образования, активное использование технологий web 2.0, облачная инфраструктура, мобильный доступ - таковы характеристики современного МЭСИ. В разрезе концепции Smart-университета МЭСИ развивает новые технологические среды: Виртуальный кампус; электронную библиотеку, которая позволяет осуществлять межвузовский обмен материалами и электронное обучение по индивидуальным программам; Course Lab (разработка электронных курсов, коллаборативные технологии). Одновременно с этим в МЭСИ развивается Smart IT среда: внедряется Service Desk, WaaS, частное облако. 
       Через создание Smart-университета МЭСИ будет стимулировать интерес к интенсивному развитию всех отраслей экономики России, включая наукоемкие отрасли, через массовое использование ИКТ и создание «Зеленой экономики».
       МЭСИ реализует проект Smart-Россия, цель которого содействовать инновационному развитию отдельных регионов и страны в целом посредством обеспечения методологической и технологической базы, поддерживать реализацию проектов направленных на решение актуальных проблем общества и экономики. Реализация проекта включает в себя разработку веб-портала, проведение научно-исследовательских работ в области формирования Smart-общества, экономики, содействие развитию образовательных программ (подготовка специалистов для Smart-общества, экономики).
       Для успешной реализации проекта у МЭСИ есть все возможности: 20-летний опыт развития и использования e-learning, талантливые высококвалифицированные преподаватели, прогрессивные начинания, среди которых, например, проект Smart-город, реализующийся в Ярославском филиале МЭСИ. Способность МЭСИ использовать новые возможности будет способствовать росту конкурентоспособности вуза. Это приведет к 2017 году к увеличению доходов в 3 раза, фонда инновационного развития – не менее чем в 2,5 раза, заработной платы ППС и сотрудников – не менее чем в 2 раза. Уже сейчас можно говорить о некоторых итогах проделанной работы: МЭСИ признан цифровым лидером на Цифровом форуме, состоявшемся 11 декабря 2011 года.
       Гибкость, приспосабливаемость, качественные показатели, инновации – этим требованиям должны соответствовать современные университеты, чтобы успевать за происходящими изменениями и растущими запросами студентов. Smart-университеты – основа Smart-городов, которые в конечном итоге создадут Smart-Россию.

2 комментария:

  1. а где можно посмотреть практику применения смарт технологий вашего университета?

    ОтветитьУдалить
  2. Наша группа http://Aztekium.pl хотела бы предложить начальным школам абсолютно бесплатную программу, которая поможет детям в изучении таблицы умножения:

    Ниже представлены ссылки к программам:
    для обучения:
    http://aztekium.pl/Umnozhenie

    для тренировки скорости выполнения заданий:
    http://aztekium.pl/znatok

    Программа спроектирована так, чтобы:
    - облегчить работу учителям математики,
    - помочь родителям в контролировании успехов детей на всех этапах процесса обучения,
    - благодаря интересному и лёгкому способу обучения, формировать у учащихся мотивацию к получению знаний.

    Главные цели, которые мы постарались реализовать:

    - предложить удобный способ для изучения таблицы умножения дома, чтобы ученики смогли заниматься, используя как смартфон, так и планшет.
    - дать возможность ученикам тренировать скорость выполнения заданий.
    - помочь учителям в оценивании уровня знаний, умений обучаемых.

    Вычисление процентного соотношения:
    http://Aztekium.pl/protsenty

    Программа абсолютно бесплатная! Регистрация не обязательна!

    Мы надеемся, что Вы поделитесь этой информацией со своими коллегами и учителями
    математики.

    ОтветитьУдалить