9 февраля 2012 г.

Предпосылки формирования Smart-Общества

(Авторы:    (МЭСИ 
Владимир Тихомиров 
Наталья Днепровская
Ирина Корецкая    

В XX столетии под влиянием информационных технологий происходило беспрецедентное изменение всех сфер деятельности человека (появление e-learning, e-government, e-commerce и т.п.).  В XXI в. информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизненного пространства человека. Сейчас с уверенностью можно констатировать факт существования нового так называемого цифрового (сетевого) поколения людей, для которых мобильный телефон, компьютер и Интернет являются такими же естественными элементами их жизненного пространства, как дома и деревья.
В прогрессивных странах внимание с развития и внедрения информационных технологий смещается на человека, что обусловлено важностью развития его творческого потенциала.  На первый план таким образом выходят гуманитарные проблемы образования, общества, экономики, так как только разумное и уместное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволит изменить жизнь людей к лучшему. Несмотря на беспрецедентные темпы развития и совершенствования ИКТ, именно внимание к человеку становится наиболее важным аспектом.

Современный уровень развития технических средств и Интернета обеспечивает гражданам практически неограниченные возможности для создания и распространения информации, ведения предпринимательской, научно-исследовательской, творческой и иной деятельности. Свобода самореализации граждан посредством сети становится безграничной, а их аудитория необозримой. Уровень развития современных интеллектуальных технологий позволяет каждому гражданину и организации реализовать свой творческий и профессиональный потенциал.
В информационном обществе наиболее ценной и востребованной становится творческая способность человека, позволяющая выходить за рамки профессиональных стереотипов и находить новые решения. За счет этого происходит развитие технологий, лежащих в основе интеллектуальной экономики.
В smart-обществе совокупность технических средств и Интернета переходит в новое качество взаимодействия граждан с органами государственного управления, частных компаний с потребителями, государства со своими гражданами. Впервые у граждан появляется возможность участвовать в обсуждении государственных решений и влиять на формирование политики по развитию отдельных городов и регионов. Применение ИКТ в экономике позволяет компаниям достигать новых экономических эффектов за счет адаптации к постоянно-изменяющейся бизнес-среде, создания мобильных офисов, беспрерывной связи с партнерами и потребителями. В конечном итоге эти изменения сказываются на формировании нового smart человека.
Происходит смена образовательной парадигмы с традиционной модели обучения к электронному обучению (e-learning) и далее к smart-образованию. Трансформируется и роль университетов от поставщика знаний к созданию условий для приобретения  новых знаний студентами самостоятельно. Таким образом, преподаватель становится не транслятором готовых знаний, а выступает в роли навигатора по бескрайнему информационно-знаниевому пространству. В условиях информационного общества необходимо обеспечить формирование личности профессионала и готовность студентов к самостоятельному поиску новых источников знаний.






Комментариев нет:

Отправить комментарий