(Авторы: (МЭСИ
Владимир Тихомиров
Наталья Днепровская
Ирина Корецкая
В XX столетии под влиянием информационных технологий происходило беспрецедентное изменение всех сфер деятельности человека (появление e-learning, e-government, e-commerce и т.п.). В XXI в. информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизненного пространства человека. Сейчас с уверенностью можно констатировать факт существования нового так называемого цифрового (сетевого) поколения людей, для которых мобильный телефон, компьютер и Интернет являются такими же естественными элементами их жизненного пространства, как дома и деревья.
В прогрессивных странах внимание с развития и внедрения информационных
технологий смещается на человека, что обусловлено важностью развития его творческого
потенциала. На первый план таким образом
выходят гуманитарные проблемы образования, общества, экономики, так как только
разумное и уместное использование информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) позволит изменить жизнь людей к лучшему. Несмотря на беспрецедентные
темпы развития и совершенствования ИКТ, именно внимание к человеку становится
наиболее важным аспектом.
Современный уровень развития технических средств и Интернета обеспечивает
гражданам практически неограниченные возможности для создания и распространения
информации, ведения предпринимательской, научно-исследовательской, творческой и
иной деятельности. Свобода самореализации граждан посредством сети становится
безграничной, а их аудитория необозримой. Уровень развития современных
интеллектуальных технологий позволяет каждому гражданину и организации
реализовать свой творческий и профессиональный потенциал.
В информационном обществе наиболее ценной и востребованной становится
творческая способность человека, позволяющая выходить за рамки профессиональных
стереотипов и находить новые решения. За счет этого происходит развитие
технологий, лежащих в основе интеллектуальной экономики.
В
smart-обществе совокупность технических средств и Интернета переходит в новое
качество взаимодействия граждан с органами государственного управления, частных
компаний с потребителями, государства со своими гражданами. Впервые у граждан
появляется возможность участвовать в обсуждении государственных решений и
влиять на формирование политики по развитию отдельных городов и регионов. Применение
ИКТ в экономике позволяет компаниям достигать новых экономических эффектов за
счет адаптации к постоянно-изменяющейся бизнес-среде, создания мобильных
офисов, беспрерывной связи с партнерами и потребителями. В конечном итоге эти
изменения сказываются на формировании нового smart человека.
Происходит
смена образовательной парадигмы с традиционной модели обучения к электронному обучению
(e-learning) и далее к smart-образованию. Трансформируется
и роль университетов от поставщика знаний к созданию условий для
приобретения новых знаний студентами
самостоятельно. Таким образом, преподаватель становится не транслятором готовых
знаний, а выступает в роли навигатора по бескрайнему информационно-знаниевому
пространству. В условиях информационного общества необходимо обеспечить формирование
личности профессионала и готовность студентов к самостоятельному поиску новых
источников знаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий